Частное профессиональное образовательное учреждение


 

Меню сайта

Партнёры

Ассоциация «Русская традиция»

Сайт композитора Андрея Фролова

Гимназия «Стерх»

Борис Иванович Тищенко

Борис Иванович Тищенко — один из крупнейших русских композиторов ХХ века.

В творчестве тяготел к драматичности и эпичности, большинство сочинений — крупного масштаба. Продолжал традиции симфонизма Д. Д. Шостаковича. Нередко в качестве пианиста выступал с исполнением собственных сочинений. Среди других интерпретаторов его музыки М. Ростропович, В. Либерман, И. Монигетти, В. Поляков, С. Стадлер.



Статьи

М. Журавлёв. Музыка Б. Тищенко как предостережение постмодерну

Творческое наследие Бориса Ивановича Тищенко (1939–2011) — с одной стороны, одно из величайших завоеваний мировой Музыки, а с другой — одновременно, одно из ярчайших свидетельств надвинувшейся на мир эсхатологической катастрофы. Никому из современных ему художников не удалось с такой вопиющей точностью отразить контуры этой катастрофы, одновременно предлагая единственно возможный путь её преодоления…

читать дальше

М. Журавлёв. Памяти Учителя

Великая русская культура потеряла ещё одного из своих далеко не многочисленных гениев. В последние годы — годы разрушения и обессмысливания — каждая такая потеря отзывается в сердце особенно острой болью. Ведь на смену тем великим представителям поколения созидателей, чьё становление и расцвет пришёлся на лучшие годы Отечества, не приходит практически никого…

читать дальше

И. Райскин. Достоинство противостояния (памяти Бориса Тищенко)

Казалось, совсем недавно, весной прошлого года мы отмечали 70-летие Бориса Ивановича Тищенко. И вот уже несколько недель его нет с нами. Бремя тяжелой и мучительной болезни, которую композитор переносил мужественно, продолжая преподавать в консерватории, было отчасти скрашено премьерами и возобновлениями его произведений на концертной сцене…

читать дальше

И. Райскин. Бег времени

Ровно год назад, в сумрачном декабре, ушел от нас Борис Иванович Тищенко. Ушел, оставив боль утраты, с трудом заживающий рубец на сердце. Но и светлый след в душах всех, кто его знал и любил, всех, кому дорого творчество этого выдающегося мастера.

Музыка Тищенко продолжает звучать: весь истекший год шли концерты — не только мемориальные, но и задуманные и объявленные в филармонических абонементах еще при жизни композитора. Музыка такой человеческой, такой художественной высоты становится драгоценной частью нашего духовного мира…

читать дальше

Р. Рудица. Бывают просто симфонии

Бывают просто симфонии — а бывают Данте-симфонии. Странная фраза, но иной раз странные слова удобны для обозначения (не выражения, а именно обозначения) значительного и нового смысла. Борис Тищенко, крупнейший в современном мире симфонист, статистически написал 13 симфоний; из них одна не имеет никакого номера, семь пронумерованы обычным способом (с Первой по Седьмую). Номера пяти симфоний содержат «артикль Д». Пять Д-симфоний. В корпусе произведений Тищенко эта Пятерка занимает особое положение, как и в нынешней музыкальной культуре в целом: Данте-симфонии — единство пяти, образованное рядом масштабных композиций, в сущности, неразъединимых, цикл циклов, оно представляет новый жанр, которому не найти прямых аналогов…

читать дальше

А. Фролов. Послезвучие симфонии

Борис Иванович Тищенко — один из немногих композиторов, чье творчество представляет собой не просто сумму опусов, но некое единое пространство, «эмоциональное поле», именуемое «музыкой Тищенко». Не знаю, что сильнее привлекает к премьерам Тищенко: желание услышать новое или расслышать в этом новом знакомое и родное, оттенок встречи со старым другом после долгой разлуки.

Премьера Седьмой симфонии была особенно интригующей, потому что в предыдущей, Шестой, композитор удивил и озадачил нас внешней непохожестью музыки на привычную «симфонию Тищенко»…

читать дальше

См. также